АЛГОРИТМ действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма
АЛГОРИТМ
действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма
- поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию образования;
- атака организации образования террористом.
- на канал «102» органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;
- руководителю органа (отдела) образования.
действий при обнаружении подозрительного предмета
Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии) пакетом.
Лица, обнаружившие опасный или подозрительный предмет незамедлительно сообщают об этом на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» (в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю) и до прибытия сил экстренного реагирования находятся на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
- выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;
- обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);
- принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
1. сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);
- перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
- лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовыми дать показания, касающиеся случившегося;
- опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;
- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;
- зафиксировать время и место обнаружения;
- оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;
- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
Действия обучающихся:
- не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;
- не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;
- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина);
- покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
- Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;
- опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
- воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;
- по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
- немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
- быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;
- не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
- обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
- обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
- при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение.
- граната– 50 метров;
- тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
- взрывное устройство – не менее 200 метров;
- пивная банка 0,33 литра – 60 метров;
- дипломат (кейс) – 230 метров;
- дорожный чемодан – 350 метров;
- легковая автомашина – не менее 600 метров;
- микроавтобус – 920 метров;
- грузовая машина (фургон) – 1240 метров.
действий при поступлении угрозы по телефону в организацию образования
Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.
Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):
1. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
- голос (громкий или тихий, низкий или высокий),
- темп речи (быстрый или медленный),
- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом),
- манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
3. Необходимо зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
4. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
- какие конкретные требования он выдвигает?
- выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
- на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним можно связаться?
- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
АЛГОРИТМ
действий при поступлении угрозы в письменной форме в организацию образования
Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, сотрудник, педагог, обучающийся):
- После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
- Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
- Если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
- При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте.
- Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.
- Незамедлительно сообщите на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».
АЛГОРИТМ
действий при вооруженном нападении на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организаций образования
При вооруженном нападении на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников необходимо:
1. принять меры для самоизоляции.
2. немедленно покинуть опасную зону,
3. сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».
4. спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.
- незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
- организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
- взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
- оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;
- при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;
- оставьте вещи и сумки;
- не прячьте руки, держите их на виду.
- В случае отсутствия возможности покинуть здание следует:
- быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;
- не впускать в кабинет, группу взрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;
- плотно закрыть дверь, желательно на ключ;
- закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;
- поставить обучающихся, воспитанников у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;
- найти для обучающихся, воспитанников «Безопасный угол»;
- выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;
- обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;
- заполнить лист посещаемости (перечислить учеников, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.
Примечание: Перед выключением света сотрудники находят и держат в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех обучающихся, воспитанников.
- обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;
- обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;
- сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования, добегают до ближайшего безопасного места, останавливаются, занимают лежащее положение и не двигаются;
- сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах закрывают кабинку и выключают свет;
- все, кто находится в коридоре, немедленно проходят в ближайший класс и выключают свет;
- медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал остается в помещении, в котором они находятся, закрывают двери и выключить свет;
- обучающиеся и сотрудники библиотеки остаются в библиотеке. Библиотекари закрывают двери, находят для детей и для себя безопасное место и выключают свет.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.
- не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;
- незаметно покинуть объект, при невозможности - укрыться в безопасном месте;
- заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
- по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- выявить вооруженного злоумышленника;
- по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
- информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;
- принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров).
АЛГОРИТМ
действий при захвате заложников в организации образования
- пытаться выяснить требования захватчиков;
- обеспечить взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
- не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;
- старайтесь найти безопасное место;
- на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
- если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови;
- лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
- по возможности держитесь подальше от проемов дверей и окон.
24. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- не вступать в переговоры по собственной инициативе;
Порядок действий при захвате в заложники:
- Не привлекать внимания своим поведением.
- Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
- Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
- Не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была.
- При ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.
- Главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать.
- Расположитесь подальше от окон, дверей.
- лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
- если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон.
АЛГОРИТМ
действий при стрельбе внутри организации образования и на ее территории
- принять меры по защите жизни и здоровья обучающихся, сотрудников, педагогов.
Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:
- при стрельбе на улице не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской;
- не поднимайтесь выше уровня подоконника;
- не разрешайте обучающимся входить в класс, со стороны которого слышны выстрелы.
Когда все утихнет, сможете подняться и, изменив маршрут, добраться до места назначения.
АЛГОРИТМ
действий при взрыве здания организации образования
Действия руководителя:
- организация действий воспитанников, обучающихся, сотрудников и педагогов на защиту их жизни.
Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:
- лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон;
- укрыться под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки, люстры;
- не выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов;
- оказавшись в темноте, не стоит чиркать спичками - может возникнуть утечка газа;
действий при атаке организации образования террористами
- обеспечение организованной эвакуации людей и собственной безопасности.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
Действия обучающихся и родителей (законных представителей):
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- выявить по внешним признакам приверженца/ев нетрадиционных течений;
- по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
- обеспечить собственную безопасность.
- торчащие из-под одежды элементы СВУ, провода, тумблеры, выключатели;
- наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по предупреждению актов терроризма в организациях образования и на ее территории
Действия руководителя по предупреждению актов терроризма:
Действия ответственного должностного лица:
- ежедневно осуществлять контроль за состоянием объекта организации образования;
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.
Действия заместителя директора по административно-хозяйственной работе (АХР):
- следить за освещением территории организации образования в темное время;
- обеспечивать своевременный вывоз мусора с территории организации образования;
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением.
Действия заместителя директора по воспитательной работе:
Действия классных руководителей и педагогов:
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
- выявлять обучающихся, склонных к насильственным акциям;
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
- знать номера телефонов экстренных служб;
Действия дежурного администратора:
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
- прибывать за 30 мин до начала занятий в организации образования;
- осуществлять контроль за работой дежурных педагогов и организацией пропуска обучающихся;
Действия постоянного состава организации образования:
- обращать внимание на посторонних лиц с неадекватным поведением;
- ответственным дежурным контролировать уборку учебных классов после окончания занятий.
- прибывать в школу заблаговременно с целью своевременной подготовки к началу занятий.
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- ограничить пропуск в здание школы посторонних лиц (выяснение причин);
ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Возникновение пожара (взрыва)
- обеспечить соблюдение требования безопасности сотрудниками, принимающими участие в тушении пожара;
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
- выдать обучающимся имеющиеся в кабинете средства защиты;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
- одеть воспитанников и вывести из групп, провести перекличку.
- в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;
- при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;
- не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации;
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о возникновении возгорания;
- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
- принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
Внезапное обрушение зданий и сооружений
Действия руководителя:
- немедленно сообщить в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;
- в ходе проведения эвакуации пресекать панику и давку в проходах;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
- определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;
- организовать перекличку сотрудников, воспитанников и обучающихся.
Действия персонала (сотрудники, педагоги) и обучающихся:
- постарайтесь как можно быстрее покинуть здание;
- обучающимся действовать по указанию педагога;
- покидая помещение спускайтесь по лестнице;
- не создавайте панику и давку при эвакуации;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможностей;
- если возможно, спрячьтесь под стол - он защитит от падающих предметов и обломков;
- держитесь подальше от окон и электроприборов.
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать об обрушении и порядке действия;
- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
Действия в случае если оказались в завале:
- дышите глубоко, не поддавайтесь панике и страху;
- перевернитесь лицом вниз и постарайтесь перебраться в более безопасное место (углы завала);
- осмотрите себя и по возможности окажите себе первую помощь;
- с осторожностью максимально расширьте пространство вокруг;
- подайте сигнал, с помощью ритмичного стука металлическими предметами;
- обнаружив узкий выход протиснитесь через него, расслабив мышцы и прижав локти к телу;
- не впадайте в отчаяние и ждите помощи.
Возникновение аварий с выбросами в атмосферу сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ (СДЯВ)
- немедленно сообщить об этом в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру 112;
- при необходимости укрыться в подвальном заглубленном помещении;
- приостановить работу систем вентиляции для недопущения распространения облака заражения;
- выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию облака заражения;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
- ограничить вход в здание объекта;
- определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;
- организовать перекличку сотрудников, педагогов и обучающихся;
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
- выдать учащимся имеющиеся в кабинете средства защиты (ватно-марлевые повязки);
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.
При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:
- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
- не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;
- не снимать средства индивидуальной защиты;
- не принимать пищу, не пить воду;
- следовать к месту сбора расположенного на безопасном расстоянии от здания;
- провести перекличку обучающихся и доложить руководителю организации образования.
- обучающиеся, услышав сигнал оповещения о выбросе СДЯВ, следуют указаниям педагога;
- надеть ватно-марлевую повязку;
- не паниковать и не устраивать давку при эвакуации;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности.
При эвакуации из здания соблюдать следующие правила:
- двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли;
- не прислоняться к стенкам и не касаться окружающих предметов;
- не снимать средства индивидуальной защиты;
- не принимать пищу, не пить воду;
- следовать к месту сбора, расположенного на безопасном расстоянии от здания;
Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
- задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о выбросе СДЯВ;
- начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
- оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;